Гибель "Трешера"
(Норман Полмар)
Короткая карьера
(Начало)
3 августа 1961 года "Трешер" вступил в строй.
Этот подводный корабль представлял собой большое достижение науки и техники. Командир лодки и все члены экипажа были высококвалифицированными специалистами своего дела.
Первый поход лодка совершила в район Багамских островов. Здесь "Трешер" был тщательно испытан на шумность механизмов и на шумы, возникающие от трения корпуса о воду на ходу.
Испытания дали хорошие результаты.
Выполнив задачи в этом районе, "Трешер" перешел к берегам Новой Англии для участия в кратковременных учениях, а затем прибыл на базу торпедных катеров в Кипорте.
" ...во время швартовки "Трешера" один из буксиров таранил его и пробил ниже ватерлинии пробоину размером в один метр... "
|
Здесь в конце августа и начале сентября на "Трешере" проводилась проверка его торпедного и минного вооружения. Здесь же "Трешер" совместно с атомными лодками "Скейт" и "Таллиби" участвовал в отработке задач поиска и преследования подводной цели.
Время от времени "Трешер" возвращался в Нью-Лондон или Портсмут, для того чтобы предоставить экипажу отдых и произвести осмотр и ремонт вооружения.
В последних числах октября 1961 года "Трешер" снова вышел в море и направился к мысу Код для встречи с дизельной подводной лодкой "Кавэлла" и совместного перехода к острову Пуэрто-Рико.
Во время трехнедельного перехода "Трешер" отрабатывал задачи боевой подготовки и тактику обнаружения, преследования и атаки подводных лодок противника.
Утром 2 ноября "Трешер" отшвартовался в порту Сан Хуан и выключил реактор. Для обеспечения лодки электроэнергией запустили дизель-генератор. Но часов через семь из-за поломки вала насоса генератор остановился.
Включили аккумуляторные батареи и стали готовить к включению атомный реактор.
Однако это решение приняли слишком поздно: электроэнергии батарей было уже недостаточно ни для пуска реактора, ни для питания бытовой аппаратуры.
Примерно через десять часов после выхода из строя генератора к борту "Трешера" подошла "Кавэлла" для подачи на него электроэнергии. Вскоре реактор был пущен.
В течение ночи дизель-генератор отремонтировали, и "Трешер" вышел в море и направился к мысу Кеннеди.
" ...лодка подвергалась реальной бомбежке глубинными бомбами, после чего проводились замеры ее шумности... "
|
Проведя в этом районе дополнительные испытания "Трешер" перешел к форту Лодердейл, где находится испытательная станция лаборатории морского оружия.
Погрузив учебные ракето-торпеды "Саброк" и имея борту специалистов по вооружению, "Трешер" вышел в море и провел практические стрельбы с целью проверки системы управления стрельбой и торпедных аппаратов.
Перед рождеством "Трешер" вернулся в Портсмут.
Обычно вновь вступившие в строй атомные подводные и после двух-, трехмесячного плавания возвращаются на завод для тщательного осмотра и устранения обнаруженных технических неполадок.
Но командир корабля Аксен настоял на том, чтобы такой осмотр был отложен на год. Он мотивировал это тем, что "Трешер" был слишком занят проведением специальных испытаний и это не позволило достаточно полно выявить тактико-технические данные корабля и недостатки его приборов и механизмов.
Командование согласилось с предложением Аксена.
В течение января на корабле были проведены только самые неотложные работы, а в начале февраля 1962 года он уже готов к выходу в море для продолжения программы испытаний.
"Трешер" существенно отличался от других подводных лодок, и, очевидно, поэтому каждый специалист стремился как можно более полно выявить возможности корабля в использовании тех или иных технических средств.
В начале апреля "Трешер" вышел в море, имея на борту специальную группу из отдела исследований противолодочных операций, состоявшую из военно-морских и гражданских специалистов, наблюдавших за совместными противолодочными учениями "Трешера" и "Кавэллы".
После этих учений "Трешер" принял на борт командира 2-й группы опытовых подводных лодок капитана 1 ранга Эндрюса и его штаб. На переходе в военно-морскую базу Чарльстон штаб Эндрюса проверил боевую готовность лодки.
Из базы Чарльстон "Трешер" дважды выходил в море с представителями местной власти и корреспондентами.
Из Чарльстона корабль перешел в Гротон. С 17 апреля по 18 мая "Трешер" находился на судоверфи фирмы "Электрик боут", где его готовили к испытаниям, в ходе которых предполагалось установить влияние подводной взрывной волны на приборы и оборудование, расположенные внутри корпуса.
Эти испытания предполагалось провести в районе военно-морской базы Ки-Вест. На пути в Ки-Вест "Трешер" сделал две остановки: в Лодердейле, для проведения стрельб учебными противолодочными ракето-торпедами "Саброк", и на мысе Кеннеди.
Заход на мыс Кеннеди имел строго секретный характер.
Однако посещение базы "Трешером" стало широко известным фактом. Дело в том, что во время швартовки "Трешера" к месту стоянки один из буксиров таранил его. Удар пришелся ниже ватерлинии в районе балластной цистерны левого борта, в которой образовалась пробоина размером в один метр. В результате поступления забортной воды корабль накренился на левый борт примерно на 2 градуса. Крен был выровнен заполнением балластной цистерны правого борта.
Для ремонта "Трешеру" пришлось снова направиться в Гротон. Ремонт был произведен менее чем за сутки, и корабль снова вступил в строй.
Очередной серией испытаний предусматривалось определить степень физического воздействия подводных взрывов на корабль в целом и на изменение его шумности.
После серии взрывов глубинных бомб на постепенно уменьшавшейся дистанции от лодки она возвращалась в Ки-Вест для замера шумности.
"Трешер" подвергся серьезным испытаниям и имел повреждения, которые, однако, не повлияли на его боеспособность, - все они исправлялись силами экипажа.
4 июля "Трешер" провел последнюю серию замеров, чтобы выяснить, как подействовала двухнедельная "бомбежка" на степень шумности механизмов, а также установить, не появились ли "скрипы и стоны", увеличивающие шумность лодки. Замеры показали, что корабль отлично выдержал испытания.
Выполнив программу испытаний, "Трешер" возвратился в Портсмут для прохождения ремонта. В ходе работ в прочном корпусе лодки пришлось вырезать много горловин для подъема механизмов и монтажа новых трубопроводов, электропроводов и другого оборудования.
Всего было выполнено 875 ремонтных операций. Проверка показала, что все эти операции, за исключением пяти несущественных, были выполнены вполне удовлетворительно. После монтажа поднятых механизмов горловины в корпусе лодки были заделаны, а качество сварки тщательно проверено рентгеном.
Ремонтные работы продолжа девять месяцев.
В январе 1963 года на "Трешер" прибыл его новый командир капитан-лейтенант Джон Харвей.
(Продолжение)
(Из книги "Вокруг света под водой".
Военное издательство МО СССР. Москва, 1965 год.)
Гибель "Трешера" (начало)
Запоздалое предисловие
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|