Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
21.05.2001         N 550   

Гибель "Трешера"
(Норман Полмар)


     В 60-х годах ХХ столетия главные морские державы, - Соединенные Штаты, Великобритания и Советский Союз - приступили к созданию подводных сил, вооруженных ракетами.
     Одновременно, учитывая неэффективность существующих надводных и воздушных средств борьбы с подводными лодками-ракетоносцами, каждая из этих стран начала строить противолодочные подводные лодки.

     В ВМС США наиболее совершенной подводной лодкой, предназначавшейся для этой цели, была атомная подводная лодка "Трешер". Позднейшие достижения в области ядерной энергии, технологии строительства подводных лодок, а также опыт боевого использования подводных сил в двух мировых войнах - все это было учтено при создании "Трешера".
     Этот подводный корабль должен был обладать самой большой подводной скоростью хода и глубиной погружения.
     Для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника на "Трешере" предусматривалось установить наиболее совершенную гидролокационную аппаратуру и оружие. Особое внимание было уделено проблеме бесшумности лодки.

     Учитывая особые требования к прочности корпуса "Трешера", для его постройки была использована сталь, испытанная под давлением 5624 килограмма на квадратный сантиметр.
     В связи с тем, что при решении своих задач "Трешер" должен был большую часть времени находиться в подводном положении, его корпусу придали строго сигарообразную форму. Для уменьшения сопротивления воды рубка, мостик и их ограждение были сделаны очень небольшими. В целях уменьшения габаритов надстройки установили только один перископ.
     Горизонтальные рули расположили на ограждении рубки, чтобы обеспечить лучшие условия работ гидроакустической аппаратуры расположенной в носу подлодки.

     В отличие от других лодок, на которых гидроакустическая аппаратура размещалась в последнюю очередь в зависимости от оставшегося свободного места, на "Трешере" ее смонтировали в носу, чтобы свести до минимума влияние шумов механизмов и винта. Гидролокатор, установленный на "Трешере", имел большую по сравнению с другими гидролокаторами дальность и позволял передавать данные на другие противолодочные лодки при совместных действиях.

     "Трешер" был вооружен четырьмя торпедными трубами с каждого борта, которые предназначались для стрельбы обычными торпедами (по надводным и подводным целям), торпедами, управляемыми по проводам и противолодочными ракето-торпедами.
     На лодке был установлен ядерный реактор аналогичный реакторам, установленным на лодках типа "Скипджэк", на всех американских лодках, вооруженных ракетами "Поларис", а также на первой английской атомной подводной лодке "Дредноут".

     В качестве главных двигателей на "Трешере" были использованы паровые турбины, приводившие в движение один винт. Кроме того, на нем имелась небольшая дизель-электрическая установка.
     Экипаж корабля состоял из 9 офицеров и 95 старшин и матросов.
     Длина лодки - 85 метров; наибольшая ширина - 9,6 метра; водоизмещение в надводном положении - 3500 тонн.

     9 июля 1960 года "Трешер" был спущен на воду, а 30 апреля 1961 года под командованием капитана 3 ранга Аксена вышел в море для испытаний. На борту лодки находились руководитель работ по программе строительства атомных кораблей вице-адмирал Риковер, представители флота и различных фирм.
     Пробные погружения лодка провела в водах глубиной не более 180 метров. В районе испытаний находилось спасательное "Скайларк". Первые испытания прошли успешно.

     Для проведения следующей программы испытаний, предусматривавшие погружение лодки на большие глубины, 31 апреля (так в книге!) "Трешер" перешел в другой район. Здесь же находился и "Скайларк".

     При погружении, когда лодка еще не достигла намеченной глубины, специальные приборы стали показывать, что наступает предел давления, который может выдержать корпус корабля. Командир лодки принял решение прекратить испытания и вернуться на базу. Проверка приборов показала, что они были неисправны.

     На "Трешере" установили новые, более совершенные приборы, после чего он вышел в море и успешно выполнил намеченную программу испытаний.

(Из книги "Вокруг света под водой".
Военное издательство МО СССР.
Москва, 1965 год.)

(Продолжение)


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2001
Designed by Julia Skulskaya © 2000