Старое и новое - 4
Эти фонари расположены на расстоянии пятидесяти шагов друг от друга.
Собственно, фонарем можно назвать только первый из них, остальные - просто устройства для излучения света.
Или, как их еще называют, светильники.
Фонарь (к счастью, он там не единственный) освещает аллею около одной из клиник Военно-медицинской академии.
Светильники же (по порядку) освещают: первый и второй - задний двор клиники, третий - плац перед казармой (или она нынче называется вполне политкорректно - общежитие?) первокурсников, четвертый - извините за подробность, местную помойку.
|
Строго говоря, ничего удивительного в этом нет.
Техническое развитие шло (и идет) от сложности формы к сложности содержания: от покрытых резьбой каравелл Колумба к строго-обтекаемым подводным лодкам, от вычурно-изысканного токарного станка Нартова к утилитарно-прямолинейным обводам токарных монстров самых производительных в мире стружечно-делательных заводов, от ампиров и барокко к угловатой урбанистике небоскребов и Дворцов Съездов.
И так далее.
Тоже и с фонарями.
Главное в светильнике ведь что? Чтобы светло было.
Чтобы водитель клиники ясно видел въезд в ворота, старшина роты мог легко проконтролировать внешний вид вчерашних гражданских лиц, а дворник бдительно и не напрягая глаз следил за порядком на вверенной ему территории.
Освещать эти и им подобные места изящными фонарями времен Пушкина и Гоголя
расточительно и стилистически неверно.
Правда, сейчас в старые формы петербургских фонарей вливают новое (электрическое) содержимое, но, тем не менее, светоотдача от них явно меньше, чем от прожекторно-незамысловатых конструкций последнего времени.
Но и в "устройствах для излучения" тоже наблюдается некоторое разнообразие стилей.
Если в первом светильнике просматриваются черты урбанистического дизайна второй половины двадцатого века, то остальные представители этого племени будто вышли из рук мастеров скобяной артели "Слава десятому съезду промкооператоров!"
Однако, возможно, с эстетической точки зрения эти произведения электро-скобяного жанра весьма неказисты, но, как мы помним, любимую шинель незабвенного Акакия Акакиевича умыкнули именно из-за недостатков освещения, получаемого от изящных старопетербургских фонарей.
Я не хочу сказать, что в аллее клиники военно-полевой терапии бродит грозная акакиевская тень, по сю пору отыскивающая свою шинель, но в местах, освещаемых убогими потомками старого фонаря, она наверняка не бродит, поскольку там проблематично увидеть даже собственную тень.
Так что с освещением задних дворов и мест скопления отходов у нас все в порядке.
И не только в прямом смысле, но и в переносном - тоже.
Возьмите любую газету или включите (только осторожно!) телевизор.
Вы тут же прочитаете (или увидите воочию)
все помойки, какие только можно у нас найти: коррупцию, бандитизм организованный, взяточничество, бандитизм стихийный, некомпетентность руководства, бандитизм бытовой, катаклизмы природные, бандитизм национальный, катастрофы техногенные, бандитизм государственный - перечислять можно бесконечно.
И все это - под лозунгами "свободы слова" и "беспрепятственного распространения информации" и при ярком свете софитов повышенной светоотдачи.
А если есть что-нибудь приятное для уха, глаза и душевного спокойствия, то это показывается коротко, невразумительно и смутно при неверном свете старой керосиновой лампы.
Именно поэтому, чтобы хоть чуть-чуть исправить этот чудовищный перекос, я напоследок помещаю большую фотографию красивого фонаря.
Старое и новое - 3
Старое и новое - 2
Старое и новое - 1
А также
Пешком по Петербургу
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|